Вы здесь: Главная » Малая Церковь » Воспитание детей » О воспитании детей в вере

Воспитание детей в вере

Православие интересно для ребенка. Оно интересно не только разукрашенным храмом, завораживающим обрядом, необычными одеждами, пением и проч. Православие интересно самим учением, ведь оно учит о том, что духовный мир это такая же реальность, как и мир наш, земной, и этот духовный мир рядом, он просто невидим.

Беседа со священником Константином Пархоменко:

На какую службу ходить с малышом и на сколько времени?

Можно ходить на любую церковную службу. Это может быть Божественная литургия, может быть вечернее богослужение. Только необходимо рассказывать ребенку, что сейчас он увидит. Не обязательно выстаивать всю службу. Пусть это будет то время, в течение которого ребенок сможет спокойно и с желанием побыть в храме. Если он утомился, можно выйти, совершить небольшое путешествие вокруг храма, посидеть во дворике. Можно сделать эту прогулку продолжением храмового действа, если предложить малышу помолиться, посмотреть на деревья, небо, солнце или звезды и понять, что Бог, к которому он только что с многими-многими людьми обращался в храме, - Творец (лучше - Художник) всей природы, всего нашего мира. После небольшой пятиминутной прогулки можно вернуться в храм. Но ни в коем случае нельзя, если ребенок устал за богослужением, предлагать ему поиграть с ребятами. Богослужение - вот то святое и единственное, чем занимаются в храме. Храм не место для игр и развлечений, оставим их для дома. Если вы видите, что ребенок капризничает, или, напротив, у него веселое настроение, и он себя шумно ведет, выйдите из храма, погуляйте у входа, займитесь с ребенком, покачайте его, поговорите с ним, словом успокойте. Если вы боитесь пропустить причастие, попросите какую-нибудь прихожанку (может быть тоже маму с ребенком) выйти к вам и позвать вас, когда причастие начнется.

Обязательно ли после причастия ждать конца службы, чтобы поцеловать крест?

Если ребенок утомился, лучше уйти почти сразу после причастия, желательно же дождаться отпуста. Поясню: каждое богослужение заканчивается отпустом. Священник с крестом в руке выходит на амвон (площадка перед Царскими вратами) и возглашает: "Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери ... и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец". После произнесения этих слов богослужение считается оконченным. Обычно после окончания службы священник произносит проповедь. Обращена она к взрослым, маленьким детям непонятна, однако, думаю, детей с семи лет лучше приучать слушать проповедь. При выходе из храма после Божественной литургии положено целовать честной Крест Христов. Но священник будет давать целовать крест только после проповеди. Те, кто хотят все-таки приложиться к Кресту, могут поцеловать большой крест, укрепленный у панихидного столика (где поминают усопших) или иной крест, например, нательный.

Обязательно ли для малыша елеепомазание, и когда можно прийти и уйти с ним во время вечерней службы?

Центральная часть Всенощного бдения (праздничного вечернего богослужения совершаемого накануне воскресных и праздничных дней) - полиелей. Зажигается весь свет в храме. Священнослужители выходят на середину церкви. Весь храм наполняется благоуханным кадильным ароматом. Выносится и читается Евангелие. В знак праздника верующих помазывают маслом. И чтецы торжественно читают канон праздничного дня (канон состоит из небольших отрывков - тропарей, в которых раскрывается историческое и богословское значение праздничного дня и сам этот праздник прославляется). Вот самая важная часть Всенощного бдения: чтение Евангелия и чтение канона. Елеепомазание за всенощной лишь прекрасный древний обычай, но не то, ради чего спешат в храм!

В каких случаях можно соборовать ребенка?

Существует мнение, согласно которому ребенка не соборуют. Почему? Говорят, что дети не могут разумно воспринять Таинство Елеосвящения. На основании этого, например, Киевский митрополит Петр Могила (XVII в.) отказывает преподавать Таинство Елеосвящения младенцам "употребление ума неимущим" (см. Требник митр. Петра). Современные церковные правила определяют, что собороваться может ребенок лишь с семи лет. Однако древность такого разграничения не знает. Ни у одного древнего автора мы не находим запрещения собороваться детям. Ребенок не имеет разумной веры? Что ж из того, ведь мы крестим и причащаем детей, веря, что благодать Божия усваивается их душой. Почему в таком случае благодать врачующая не может быть принята ребенком? В случае действительно серьезной болезни ребенка, думаю, можно совершить над ним Таинство Елеосвящения, но в каждом конкретном случае нужно решать со священником.

Нужно ли приучать (заставлять) детей класть земные поклоны, стоять на коленях, целовать иконы и руку священника?

Прежде всего, нужно объяснять, что значат эти обрядовые благочестивые жесты и, конечно, раз наша православная религиозная культура санкционирует их, нужно учить им и ребенка. Земной поклон (как и вообще поклон) выражает наше смирение перед Богом. В земном поклоне прекрасно иллюстрируется состояние нашей души. Мы падаем на землю - как и душа наша в грехе падает с высоты вниз. Но мы встаем - и душа наша должна пробудиться от греха, восстать, вернуться к Богу. Стояние на коленях (имею в виду в храме, во время богослужения) - западная практика, чуждая православию. Никакого стояния на коленях не знают старообрядцы, греки - их богослужебные традиции не испытали такого западного влияния, какое испытала Русская Православная Церковь в XVII-XIX вв. Православная церковь знает поклон, который называется по церковно-славянски метание. Может быть земной поклон, может быть поясной. Интересно, что это славянское слово на самом деле имеет греческое происхождение. У греков поклон называется метаноя (дословно - покаяние). Это слово - покаяние очень верно выражает смысл нашего поклона, метания. Целование икон, как и руки священника, - это проявление глубокого благоговейного чувства, которому должны учить ребенка родители.
Однажды я видел, как по храму ходил ребенок и целовал подряд все иконы. Беда в том, что он делал это с совершенно равнодушным, я бы сказал пустым лицом. Необходимо объяснить, что, кланяясь иконе, целуя икону, мы воздаем уважение тому лицу, которое на ней изображено. Можно сказать: это похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека - мамы, папы, бабушки... Целуя руку архиерея, священника, изображающих Христа мы словно целуем руку Самого Христа.

В вине и хлебе Христос

Причащение ребенка - это большая и важная тема. Напомню, что христианин - это не просто теоретически верующий человек. Это человек, который находится в благодатном, говоря более понятным современным языком - энергетическом единении с Богом. Для древних христиан сама мысль о том, что можно называться христианином и не причащаться, казалась абсурдной. Христиане собирались для совершения Литургии, для того чтобы причастится даже под угрозой смерти; человека, который две-три недели не причащался, отлучали от Церкви! Сегодня, когда я выхожу воскресным зимним утром из дома и бросаю взгляд на свой дом, его окна блестят холодной темнотой. В окнах нет света, никто не поднялся с кровати, никто не одевается, не собирается в воскресный день в храм. Прохладность в вере, нравственная вялость, все это по мысли святых отцов следствие того, что человек перестал причащаться.

И для нас с вами, дорогие родители, и для наших детей, когда мы говорим о религиозной, духовной жизни, должно быть аксиомой, что такая жизнь немыслима без Евхаристической Чаши. Мы должны причащаться сами и должны этому научить детей. Что значит научить причащаться? Рассказать о важности причастия? И это, но кроме того - научить готовиться к причастию. Мы помним строгие слова апостола Павла, сказанные христианам его времени: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11. 27-30). Есть и пить недостойно, это приступать к таинству, не отдавая себе отчета в том, какую великую святыню мы принимаем.

Конечно, когда причащается младенец, он не может рассуждать о Причастии. Его душа без участия разума воспринимает благодать Божию. И это совершенно полноценное спасительное причастие. Но уже у человека, хоть немного отдающего себе отчет в происходящем, никакого несознательного, механистичного подхода к святыне быть не должно. Как только ребенок начинает познавать мир, в его картину мира должно быть включено понятие святыни. Уже годовалому ребенку нельзя давать иконы, распятие вместе с игрушками, чтобы он их вертел в руках, как я заметил однажды в одной семье. Тот же малыш должен видеть, что мать, отец, перекрестившись, берут в руки икону, целуют ее и бережно дают ему подержать. Он всматривается в таинственный лик на иконе, родители могут приложить икону к его губам, но как только он попытается засунуть икону в рот, ее следует забрать обратно, показав, что так с иконой обращаться не следует. Самая большая святыня - святыня Тела и Крови Христовых. Причастие - это не "конфетка" и не "сладенькая водичка". Дурить ребенка не надо. Пусть на до-разумном уровне (один-два года) вместе со словами папа, мама, кукла войдет и слово причастие. Пусть ребенок еще не знает что это такое, но видит по реакции родителей и всех окружающих, что это что-то очень важное для всех и для него в частности.

И еще. Отношение к литургии, которое мы должны прививать ребенку, это ожидание праздника. Литургия - не обременительная тоскливая процедура, а ни с чем не сравнимая радость, настоящее торжество. Как готовиться к причастию малышу, как подходить к причастию? Не будем дробить эту тему на вопросы, давайте просто представим, как может выглядеть утро воскресного дня ребенка.

Утро воскресного дня

Ты знаешь, что такое литургия, и что все эти действия, песнопения - не театральное действие. Через эти обряды и музыку наша душа прикасается к Божьему миру. Разве может человек молчать, когда ему хорошо? Разве ты сам не поешь в самые светлые минуты жизни? А твой рисунок, изображающий радость, какими цветами нарисован? Черным и коричневым? Вот поэтому и в храме больше поют, а не говорят, вот почему так громко провозглашает диакон, он хочет всем сообщить о жизни с Богом, вот почему весь храм сияет золотом и разноцветными красками. Ты знаешь, что литургия это не просто молитва. Литургия с самого своего начала стремится к торжественному концу, Причащению.

Рассказывали тебе родители, что происходит в Алтаре? В начале службы священники взяли хлеб и вино. Вся литургия - это молитва о том, чтобы с этими хлебом и вином, обычной земной пищей, соединился непостижимым, чудесным образом Господь Иисус Христос. Хлеб и вино остаются хлебом и вином, но теперь они несут в себе силу Божию, через них мы соединяемся со Христом. Когда ты молишься в храме, ты можешь про себя молиться своими словами. О том, чтобы Господь помог тебе исправиться, чтоб Господь сохранил родителей, всех родственников.

...И вот наступает миг причащения. Сложив руки на груди (потому что Христос был распят на кресте, и мы почитаем Его Крест, даже носим крестик на груди) мы подходим к Чаше. У Чаши нельзя разговаривать, смотреть по сторонам, можно лишь еще раз вспомнить о любви Божьей, которая готова тебе все простить, лишь бы ты изменялся к лучшему. Подходя к Чаше, нужно назвать свое полное имя: Михаил, Елизавета, Александра. Твое имя, как бы тебя родители ласково ни называли: Лизонька, Сашенька - имя святого подвижника веры, жившего может быть столетия назад. Родители рассказывали тебе о его жизни... И назвав имя, открывай уста. Священник специальной ложечкой, лжицей, положит в рот частицу Тела Христова с Кровью. А потом, не разговаривая, все прожевав и проглотив, нужно подойти к специальному столу, где после причастия запивают. Чтобы во рту не осталось ни капли святыни, тебе дадут в стакане теплую воду (может быть с вареньем) и лотик просфоры.

Скоро Божественная Литургия окончится. Все выйдут из храма и отправятся по своим делам. Нужно постараться не растерять то состояние мира, радости, покоя, желание жить доброй христианской жизнью, которые дал нам Господь. И ты выйдешь из храма. Но, что самое главное, - не разлучишься с Богом! Впереди целый воскресный день. И замечательно, что начал ты его с молитвы.

Дополнительные замечания мамам и папам

Завтрак перед причастием

Если у ребенка болит желудок, если он плохо себя чувствует натощак, лучше что-нибудь съесть. Это не отлучит от Бога. Ведь отлучаемся мы от Бога тогда, когда потакаем своим слабостям. Съесть приготовленную на воде несладкую овсяную кашу или выпить стакан кефира не грех. Родители должны объяснить, что это и есть пост - послушание родителям, даже если каша невкусная. Но выпить стакан сока, сладкого чая, съесть банан или булочку недопустимо. Здесь нужно различать: надо и хочется. Чтобы не болел живот, чтобы не упасть в обморок надо, иногда, по послушанию родителям, что-то съесть, но ничего нельзя съесть или выпить, если просто хочется.

Молитва перед причастием

Собираясь в храм на причастие, ребенок обязательно должен утром помолиться. Это, конечно, не то Правило перед причастием, которое рекомендуется взрослым. Это и не обычные детские утренние молитвы. Это воскресное утреннее правило! Это молитва, которую совершает маленький человек перед походом в храм, на причастие. Как это молитвенное Правило выглядит? Такие Правила можно найти в детских молитвословах, можно его составить самостоятельно (посоветовавшись с духовником) из известных молитв. Можно даже составить свой маленький молитвенный сборник ребенку. Сегодня, когда почти в каждой семье компьютеры, это совсем несложно, а ребенок нарисует к своему Молитвослову иллюстрации.

До шести лет лучше, если вместе с малышом будет молиться кто-то из родителей, в шесть-семь лет, если ребенок способен к некоторой самостоятельности и духовной ответственности, он может молиться и один. Молитвенное правило трех летнего ребенка это: Господня молитва ("Отче наш"), "Богородице Дево", несколько искренних слов, которые скажет мама от лица ребенка. Потом они перед иконой поклонятся и уже тогда готовы к выходу из дома. В четыре года сюда прибавляется молитва Оптинских старцев.

В пять-семь лет молитва перед причастием может включать в себя, кроме нескольких общеупотребительных молитв, некоторые молитвы из взрослого правила перед причащением. Кроме того, импровизированную искреннюю молитву произносят не мама или папа, но сам ребенок. Можно использовать яркий и для ребенка понятный Акафист "Слава Богу за все". И еще: тон молитвы утром перед причастием - радостный, пронизанный светом воскресного дня. Ребенок может знать, что согласно древним канонам, даже становиться на колени в воскресенье запрещалось, чтобы не умалять торжество воскресного дня. Покаянной молитва была вчера перед сном, в субботний вечер. Тогда же ребенок вспоминал о прожитой неделе, о своих плохих поступках, может быть, написал записку-напоминание о грехах, чтобы с нею подойти к священнику.

Что такое Тело и Кровь Христовы?

Думаю, что маленьким детям объяснять этого не надо, они просто не поймут или поймут неправильно. Время интеллектуального осмысления догматов веры - это ранний подростковый возраст. Однако уже с трех лет ребенок должен знать, что принимая в себя Святое Причастие, мы соединяемся с Богом.

Предложу некоторые соображения на этот счет.

1. Религиозная жизнь ребенка должна начинаться еще до времени его появления на свет. Малыш, находясь в утробе матери, слышит песнопения, слова молитвы. Когда он родился, с первых дней, недель, месяцев его жизни его носят в храм. Мама улыбается малышу, если он спит, будит его поцелуем. Человек в золотой одежде дает ему что-то душистое, вкусное. Мама радуется за своего малыша, смеется, целует его, а что может быть приятней материнской радости! То, что получает ребенок, называется таинственным словом Причастие.

2. Если вы начинаете водить ребенка в Церковь позже, в два-три года, подготовьте его к первому причастию. Пусть первые свои походы в храм он не причащается. Пост ойте с ребенком на руках, пусть он увидит, с какой радостью причащаются люди: дети, тети, дяди. И, разумеется, его мама и папа. Расскажите дома, что это великая радость - соединиться с Господом. Нарисуйте картинку: храм, священника с Чашей в руках. Ребенок должен захотеть причаститься.
Шипя на ребенка, разжимая ему зубы, выворачивая ему руки, вы добьетесь устойчивой ненависти малыша к церкви и особенно к причастию.

3. Вы никогда не приучите ребенка с радостью причащаться, если будете приводить его к Чаше раз в два-три месяца. Если, конечно, вы действительно по какой-то семейной или иной причине не можете приводить ребенка в храм чаще, пусть хоть так, хоть раз в год. Но тогда каждый раз заранее начинайте готовить ребенка к причастию. Рассказывайте ему об этом, готовьтесь к походу в храм как к празднику.

4. Если младенец (до года) капризничает, всякое бывает, его все равно можно причащать. Священник и диакон, держащие плат для отирания уст, имеют в такой ситуации некоторую сноровку, так что слушайтесь их. Но если ребенку больше года, двух, то есть он понимает что такое насилие, принуждение, лучше его не принуждать к причастию. В этом возрасте сначала нужно разобраться со страхом ребенка. От чего это? Увидел плачущего? Чего-то боишься? - чего, объясни. Во всяком случае, если самостоятельно не можете побороть предубеждение малыша, посоветуйтесь со священником.

5. Напомню одну важную деталь: Православная Церковь верует, что ребенок открыт благодати Божьей в любом возрасте, и даже в несознательном. Благодать воспринимается не умом (тут и взрослый ничего не знает), но какими-то сокровенными сторонами человеческой души. Поэтому ребенка можно крестить и приобщать таинствам в любом возрасте. Однако христианская жизнь это не просто опыт одностороннего - от Бога - воздействия благодатной силы на человека. Если бы так было, то и взрослым лучше было бы ничего не рассказывать, ничему их не учить, пусть приходят и приступают к таинствам без рассуждения. Но святые отцы настаивают на рассуждении при подходе к таинствам, на сознательном участии в мистической жизни Церкви. Бог хочет нас одарить Своей благодатью, и мы должны свободно и сознательно, с благодарностью и радостью ее принять. И отдавать отчет, чего Господь от нас, как Своих учеников, ждет, что требует.

Время сознательного отношения к таинствам - это два-три года. В этом возрасте ребенок может знать, что ему не просто разжимают рот и что-то туда вкладывают, но он является участником великого богослужебного действия и через причастие соединяется с Господом.

Если малышу (обычно это важно для мальчиков) - ну никак не поголодать до причастия, можно договориться с ним на просфорку со святой водой - и отвлечется, и вроде не обычный завтрак. Очень важно договориться о походе в церковь и настроиться заранее. Вечером, накануне, железно, - и утром про это напоминать. Если в храме по воскресеньям очень много народу, постарайтесь иногда ходить причащать детей в будни. У ребенка будет совсем другое восприятие храма. И иконы все хорошо видно, можно походить вдоль икон, порассматривать, пообъяснять: "а вот это Александр Невский, помнишь, мы читали? А это Ксения Блаженная, в нашем городе есть ее могилка, давай съездим как-нибудь? Когда ты сильно болел в прошлый раз, я очень молилась и просила ее помочь, чтобы ты выздоровел". Какой-то образ может стать любимым, малыш будет любить зажигать около него свечки. Это ли не сказка, это ли не волшебство? Иногда все же утром бывает каприз: ну и что, что договаривались, не пойду. Помогает совместная молитва. "Давай встанем, помолимся, прочитаем наши маленькие молитвы, а потом решим". Читаем, прогоняем капризы. И ведь - прогоняются! А всегда после: "Мама! Как хорошо, что мы причастились! Давай каждый день причащаться!"

Ребенок растет, родители вводят его в рамки общепринятых моральных и нравственных законов, с одной стороны, а с другой - учат слушать свою совесть и воспринимать ее как голос ангела-хранителя. Еще они объясняют малышу простые христианские понятия: что стыд - самый первый индикатор греховности, что злые поступки и помыслы можно и нужно преодолевать. Что грех и сам человек - это отделимые вещи, и что, освободившись от греха, он может снова вернуться к себе настоящему, к тому "себе", каким его любит мама, папа и Бог. Другими словами, родители постараются воспитать в своем ребенке не только физическую чистоплотность, но и чистоплотность духовную, потребность смывать всякое пятно на своей совести. Но это возможно, если сами родители умеют быть христианами. Начиная с самого простого: признают свои ошибки даже перед малышом и не стыдятся просить прощения. Заканчивая самым сложным: молитвой и постоянной работой над собой. Хочется здесь обратить внимание читателя на частую ошибку современных родителей, с рвением принимающихся за "православное воспитание" своих деток. Не надо так уж серьезно относиться к понятию "послушание". Естественно, ребенок во всем должен слушаться своих родителей. Но поскольку данная книжка обращена к папам и мамам, давайте тихонько спросим себя: а всегда ли правомочно то, что мы требуем от детей? Для чего нам так нужно послушание нашего ребенка? Чтобы потешить свою гордыню? Чтобы отыграться в нереализованности или зависимости от кого-то во "внешней" жизни? Чтобы уподобиться доморощенным "старцам" для своих детей? Чтобы просто сорвать накопившееся раздражение? Или чтобы научить ребенка слушаться Бога?.. Как и во всех своих сомнениях, мы можем обратиться за ответами к Библии. Образец отношений родителя и ребенка - отношение Бога к людям. "Милости хочу, а не жертвы" - давайте и мы не будем заставлять детей жертвовать ради нас, а будем ждать их милости. "Ибо иго Мое легко, а бремя Мое благо". Легкое иго и благостное бремя - это радость чувствовать Божью заботу о себе, надежность находиться под Его присмотром, свобода жить в послушании Ему. Ты - свободен, и поэтому вправе сам выбирать: зло творить или добро. Тебя не накажет грозный "Бог с облака" за гадкий или дерзкий поступок, тебя обличит лишь собственная совесть. Тебе самому будет отвратительно жить с этим. Ты сам осиротеешь без Божьего умиротворения в себе, ты сам будешь пытаться всеми силами вернуть взгляд Господень на тебя, облечься вновь в это сладкое иго и так необходимое тебе "бремя"... Как же объяснить в этом контексте наказания - праведные наказания от родителей? И справедливые наказания от Бога? Можно так...

Хочешь, я тебя накажу?

Ежедневно по телевидению и радио передают новости, из которых мы узнаем о трагических событиях, происходящих в разных концах Земли, и однажды мой ребенок спросил: "Папа, столько людей погибает. Почему же Господь попускает все это?". "Представь себе, что ты едешь на машине с высокой скоростью, - попытался ответить я, - и видишь знак, который запрещает ехать быстрее 40 км в час. Ты знаешь, что он обозначает, но, не снижая скорости, продолжаешь движение. Дальше видишь другой знак, который предупреждает водителей о том, что впереди - скользкая дорога. Не обращая на него внимания, ты едешь дальше с прежней скоростью. А потом видишь знак "Обрыв". Но ты ехал сто километров в час и влетаешь в пропасть на бешеной скорости... Можно ли сказать, что тебя наказал Бог? Бог тебя предупреждал. Ты видел знаки, на которых было написано, как избежать опасности. И такой конец - это результат твоего поведения. Ты нарушил Закон, и это привело тебя к несчастью. Своеволие разрушает гармонию между человеком и Богом. А отсутствие гармонии - это страдание (через болезни, через потерю близких), но никак не мстительный упрек. Самое страшное наказание - это когда ты - сытый, богатый и здоровый - идешь прямо в ад". "Как ты хочешь, - спросил я у сына после этого рассказа, - чтобы тебя Господь наказал и спас через наказание или чтобы Он тебя не наказывал и забыл про тебя? Ведь я тоже тебя наказываю, когда ты плохо себя ведешь. Я поступаю так для того, чтобы ты исправился. После наказания человек становится умнее. Или ты хотел бы, чтобы я перестал обращать на тебя внимание? Представь, что однажды ты взял у меня без спроса деньги и купил себе мороженое. Я не заметил, а ты подумал: "Как хорошо. Можно всегда брать деньги без спроса". Потом ты взял что-то еще, потом еще... А потом стал вором, и тебя посадили в тюрьму. Так, может, было бы лучше, если бы я тебя наказал, когда ты в первый раз взял у меня деньги на мороженое?" "Да, так было бы лучше", - согласился мой ребенок.

Пост

Пост - важный элемент не только религиозного, но и вообще нравственного воспитания ребенка. Что такое пост? Это время сознательного и свободного отказа от вкусного и приятного: от развлечений, мороженого, кино и т.д. Великий пост. На исповедь приходит ребенок восьми лет. Кается. Спрашиваю: сейчас идет Великий пост. Ты постишься?
- Да.
- Как?
- Ну не ем мяса, молочного...
- Скажи, а ты ешь конфеты? Смотришь телевизор?
- Да...

Вот такая ситуация очень распространена. И честно говоря, я не понимаю родителей, чей ребенок так постится. Неужели они не понимают, что пост это не вегетарианство, это воспитание воли христианина, пусть пока маленького, но настоящего, полноценного христианина? Воспитание воли, которое основывается на том, что малыш сознательно отказывается на некоторое время от вкусных и приятных вещей.

Взрослые через пост сами себе доказывают, что не зависят от сытной, расслабляющей пищи: мясного, молочного, что послушны Церкви. Это касается гастрономической стороны поста. Со стороны же времяпрепровождения, взрослые отказываются от посещения кинотеатров и увеселительных заведений, ограничивают просмотр телепрограмм, напротив, большее время посвящают чтению Священного Писания и духовной литературы, молитве, посещению богослужений, доброделанию. Любой постившийся взрослый подтвердит, что настоящий пост дается с трудом, но несомненно и то, что воля постящегося закаляется в этом сознательном, пусть порой нелегком, противостоянии "хочу". Такое воспитание воли необходимо и маленькому человеку. Он должен знать, что вместе со всей Церковью, как ее маленький представитель, он на какое-то время отказывается от того, что хочется, подчиняет себя дисциплине. Но только отказываться от мяса, молока, творога, так необходимых ему для роста и формирования организма, ребенку не имеет смысла. Иной ребенок с большим удовольствием откажется от котлеты или творога, для него постом будет как раз другое: съесть все положенное мамой на тарелку! В чем может заключаться пост для малыша? Как раз в том, чтобы он отказался от любимого, от того, что очень хочется. Желательно отказаться на все время поста от телевизора, кинотеатров, посещения каких-то шоу, праздников. Хорошо, если ребенок отказался от конфет, варенья, тортов в будние дни поста. В субботу и воскресенье можно давать сладости, но немного.

Важное замечание: мы знаем, что в православной Церкви четыре больших поста, кроме того, еженедельно постными днями являются среда и пятница. Значит ли это, что ребенок должен соблюдать все эти посты, большую часть года? Думаю, что нет. Согласно древней христианской традиции, основными постами являются Великий и, еженедельно, - среда и пятница. Вот эти посты ребенок и должен соблюдать обязательно. Сюда можно добавить неделю поста перед Рождеством Христовым, из других постов какие-то дни. Но чрезмерно перегружать детей постами не нужно, пост станет восприниматься как какая-то тоскливая повинность: сверстники радуются жизни, а у нас в семье опять запреты и лишения.
Не забудьте выключить телевизор.

Одна женщина передавала мне рассказ другой прихожанки, "очень-очень благочестивой": "Когда телевизор в дом вносили, я видела, как сатана вошел туда, а ангел вышел... Разве ты не замечала, что у телевизора и антенна в виде рогов?" Подобные мнения приходится слышать из уст верующих старушек и сегодня, правда, все реже и реже. Сегодня по телевизору передают богослужения, есть специальные религиозные программы. Телевизор из "беса" превращается просто в одно из средств массовой информации. Но конечно, телевизор это и самое опасное из средств массовой информации. Подбор программ диктуется соображениями коммерческого успеха. А этот успех в том, что привлекает массу зрителей - поверхностные ток-шоу, пошлые развлекательные программы, бесконечные сериалы. В лучшем варианте бессмысленные. В худшем - вредные и опасные. Вспомните о молодежных сериалах, рассказывающих о беззаботной и безответственной молодости, с увлекательным сексом, сменой партнеров, интригами, которые должны плести на любовном фронте против конкурентки каждая "нормальная" девушка. Для ребят другие сериалы - "Бригада", о романтике бандитской жизни, с погонями, перестрелками, суровой мужской дружбой. Пост оянный поток разжеванной информации, над которой можно не думать, реклама красивой жизни, новые и новые развлекательные фильмы.

Сегодня телевидение - это индустрия развлечения и легкого времяпрепровождения. Это своего рода наркотик души , и любой психолог скажет о том, что современные люди психологически зависят от телевидения. В прошлом году я несколько дней пробыл в детском лагере на острове озера Вуокса. Дети этого лагеря, обычные российские ребята, на третий-пятый день пребывания в лагере начали мучительно тосковать без телевизора (и без компьютера). Слонялись по острову, пытались затеять игры, но оказалось, что играть вместе они не умеют, никогда не умели. Вспоминая свое детство, современных детей учили играм взрослые... Но не наша задача судить телевидение. Оно есть, хотим мы этого или не хотим. Нам важно разобраться: как научить ребенка правильно пользоваться телевидением. Предложу несколько конкретных советов:

Самое первое и главное. Как в вопросе о молитве, в вопросе о посещении богослужений, посте и многом другом здесь главное - пример родителей! Если у мамы на кухне все время, с раннего утра мелькает телевизор, если папа, придя с работы сразу падает на диван и щелкает пультом, если побыть "семьей вместе" значит просидеть вечер перед телеэкраном - ваш ребенок никогда не научиться правильно относиться к телевизору.

Второе: ребенок с детства должен уяснить, что телевизор нужен не для того, чтобы его вообще "смотреть", но чтобы смотреть конкретные телепередачи, фильмы или мультфильмы.

Третье: телевизор нужно смотреть дозировано. То есть не три-пять передач в день, а одну, максимум две. Просмотрев телепрограмму на неделю, можно заранее выделить, что будет смотреть мама, что отец, а что ребенок. Я глубоко убежден, что в некоторые дни телевизор вообще лучше не включать. Для верующих людей такими днями могут быть постные дни. Попробуйте, отказавшись от телевизора, почитать, всей семьей собраться за столом и за чашкой чая обсудить в духе мира и любви какую-нибудь тему, тот же накануне увиденный фильм, встаньте и помолитесь. Поверьте, вы испытаете необычайную душевную наполненность, которую не даст никакая телепередача!

Первая исповедь

Правильно говорить, скорее, не о исповеди ребенка, а о духовническом окормлении ребенка. Исповедь и духовническое окормление это разные вещи. Исповедаться - значит рассказать о каких-то грехах. Если ты в путешествии (например, паломнической поездке по монастырям) и хочешь причаститься, нужно исповедаться. Это не глубокий анализ твоей души (право на такой анализ имеет лишь духовник, а из священников, случайно встретившихся, - святой старец). Это просто покаянный рассказ о том, как ты в эти дни, прошедшие с последней исповеди, не удержался на духовной высоте, соскользнул вниз. Духовническое окормление - это совсем другое! Напомню, что слово окормление не имеет ничего общего с кормлением, пищей. Оно происходит от слова корма, кормчий. Кормчий на корабле это рулевой, тот кто направляет судно к цели. Так и духовник направляет душу своего духовного чада по бушующим водам житейского моря к пристани Царства Небесного. Духовник, в идеале, должен быть у каждого христианина и, конечно, у ребенка тоже.

Роль духовника с самого рождения ребенка исполняют родители. Они воспитывают ребенка, учат хорошему, предостерегают от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына или дочери авторитетом навсегда, даже когда этот ребенок сам станет взрослым. Но естественно, что с какого-то времени родители для взрослеющего ребенка не могут быть абсолютным авторитетом. Они не могут быть так компетентны в духовных вопросах, как, например, служитель Церкви. Даже если родители безусловно компетентны, то мнение священника - это мнение еще одного очень авторитетного человека.

И вот начиная с семилетнего (по современной практике) возраста ребенок начинает исповедоваться. Это не значит, что он говорит священнику на исповеди нечто, что утаил от родителей. От родителей в идеале не должно быть секретов в семь, да даже в 10 или 15 лет (хотя у ребенка есть право какие-то вопросы с родителями не обсуждать, а решать только с духовником). Ребенок начал исповедоваться - значит, что теперь он к своей жизни относится совершенно сознательно и ответственно. Священник помогает ему идти путем духовного роста, помогает исправиться, может даже наложить епитимью, дать какое-то послушание. Начиная исповедоваться, маленький человек должен прийти к пониманию, что поступки его (и добрые и злые) - не что-то случайное и малозначительное, но что в них осуществляется его личность. Эти поступки могут приближать к Богу, делать малыша сотрудником Божиим, могут от Бога и от вечности отлучать. С семи лет начинается постепенная передача ребенка из родительских рук в руки Церкви. Когда ребенок вырастет, мнение Церкви, какие бы прекрасные и умные его родители ни были, будет для него высшим мнением.

Первая исповедь - это важное событие в духовной жизни ребенка. Она может запомниться как момент подлинной встречи с милующей очистительной Божией любовью, а может стать неприятным действием, когда от тебя требуют быстрее рассказать о тайнах твоей души. Второе может произойти совсем не из-за малоопытности или нечуткости священника. Просто если вы приведете малыша на воскресную литургию, где в очереди на исповедь стоят до сотни, до двух сотен человек и для каждого у исповедующего священника есть 30 секунд, спешка священника явление вынужденное и неизбежное. Лучше всего заранее договориться со священником о встрече. Каждый батюшка какие-то дни проводит при храме. Он совершает требы, отвечает на вопросы приходящих и т.п. Вы можете договориться с ним и определить день и время, когда вы с ребенком придете. И прийти на исповедь днем в назначенное время. А потом, в ближайшее воскресенье, или хоть завтра, причастить малыша уже без исповеди.

Что касается священника, то у него есть опыт духовнического общения с детьми. К первой исповеди надо ребенка подготовить. Конечно, если вы регулярно ходите в храм, малыш знает, что наступит день, когда он начнет исповедоваться. Расскажите, что такое настоящее покаяние. Это не перечисление: соврал, смалодушничал, обидел, не послушался. Духовническое окормление - это лечение и воспитание души. Ты, скажите ребенку, стоишь перед самим Господом. А батюшка - назначенный от Бога свидетель твоего покаяния и духовный наставник. Священник даст совет, ободрит, засвидетельствует молитвой, что ты искренне каешься и хочешь исправляться. Покаяться - значит просить Бога о прощении и обещать всеми силами воздерживаться от греха в дальнейшем. Скажите, что вот раньше тебе помогали духовно расти мы: мама и папа, бабушка, дедушка. Но теперь ты уже не маленький ребенок. Ты ответственный за свои поступки христианин. Член Церкви. И теперь помогать в духовном твоем росте будет священник.

Посидите с ребенком и поговорите о том, что такое грех. Как он думает, в чем его грехи, в чем нужно каяться? Составьте вместе его первую исповедь. Скажите, что если у тебя есть что-то тайное, о чем мы, родители, не знаем, ты побоялся или постеснялся сказать, открой это священнику. От духовника ничего нельзя скрывать. Об этом никто не узнает, тайна исповеди священна. Еще очень важное! В чем будет ребенок каяться? Когда ко мне приходят восьмилетние дети и каются в гордости и тщеславии, я спрашиваю: а в чем твоя гордость проявляется? Ребенок молчит. Спрашиваю: что такое гордость? Молчит. Ясно, что эту исповедь ребенок подготовил вместе с мамой, она просто продиктовала, в чем ребенку нужно покаяться, а он эти грехи записал, не понимая. Важно помнить, что ребенок должен каяться в том, что он осознает как грех. А это возможно лишь при условии, что в семье очень четко будет определено что хорошо, а что плохо. Ребенок копирует родителей. И если он видит, что мама или папа никогда никого не осуждают, стараются помогать другим, не злятся, он будет знать, что так надо поступать и ему.

Очень важно чтобы у семьи было время обсудить (например, за вечерним чаем) какой-то поступок книжного героя, киногероя. Родители говорят, их ребенок молчит, слушает. И постепенно делает вывод, как правильно поступать в той или иной ситуации. Как найти духовника? Хотя это не относится прямо к нашей теме, но вопрос этот возникает у многих, многих он беспокоит. Как найти духовника - и взрослому, и ребенку? Хорошо, если у ребенка духовником будет тот батюшка, что окормляет родителей. Как найти духовника родителям? Это несложно. Вот вы начинаете церковную жизнь. Не спешите становиться духовной дочерью или сыном первого батюшки, у которого исповедались. Походите на службы, присмотритесь к священникам в храме, послушайте их проповеди. Съездите в другие храмы. Если сердце вдруг загорается, и вы видите, что вот этот священник отвечает на ваши тайные душевные вопросы, его мироощущение вам близко - подойдите к нему после службы и попросите о подробной исповеди или беседе. Священник назначит время, вы сможете прийти, пообщаться и решить, можете ли вы просить этого священника быть вашим духовным наставником. Когда я говорю "присмотреться" к священнику, послушать его проповеди, это не значит, что я предлагаю выбрать самого благообразного или симпатичного, или наделенного даром красноречия батюшку. Все священники равно благодатны и имеют от Бога власть духовничества. Просто в Церкви (так было и будет всегда) есть священники более строгие в вопросах церковной дисциплины, аскетизма, есть священники более мягкие. Естественно, что если вы хотите сделать в своей духовной жизни упор на аскетические и молитвенные подвиги: пост, длинное молитвенное правило, послушания и пр., вам лучше обратиться к священнику - монаху (это иеромонах, игумен, архимандрит). Если у вас семья, дети, то лучше выбрать женатого священника (священник иначе - иерей, протоиерей). Я хочу, Вас, дорогие читатели, уверить: любой священник (каким бы грозным или неприступным он не казался на вид) совершенно нормально отнесется к просьбе встретиться с ним в храме и поговорить. Так же нормально просить священника стать вашим духовником.

Послесловие, написанное тремя мамами.

Тамара:
Все родители желают, чтобы их дети были счастливы. Православные родители знают, что только живя в Боге человек может быть истинно счастливым, то есть иметь в душе мир, любовь и радость, невзирая ни на какие внешние обстоятельства жизни.

Как воспитать детей глубоко верующими людьми? Вера - это дар, поэтому, наверное, прежде всего надо много, очень много просить Бога даровать веру и родителям, и детям.

Затем: искренность и никакой лжи. Лучше пренебречь формой, но сохранить любовь.

Еще: личный пример. Только постоянно понуждающий себя к искреннему покаянию и исполнению заповедей родитель сможет найти нужные слова, которые дети услышат и примут. Детей надо много жалеть и много терпеть. Их надо учить бороться с искушениями.

И, конечно же, обязательно нужно ходить с детьми в храм и причащаться Святых Христовых Таин.

Светлана:
...Вопрос о том, как воспитать "хорошего христианина" иногда просто-напросто подменяет вопрос "как сделать ребенка счастливым". Все родители хотят видеть детей счастливыми, и всем понятно, что это не от нас зависит. Тогда нам остается надеяться, что "хоть" хорошим христианином мы можем воспитать, что хоть это зависит от нас; но ведь как раз это еще труднее. Надо себе в этом признаться, чтоб просто начать с малого: воспитывать честного, старательного и трудолюбивого, добросовестного, нелицемерного человека, не пренебрегая в этом деле такими "мелочами", как пунктуальность и обязательность и т.д., надеясь, что когда-нибудь эти качества ребенок употребит в общении с Богом. Мне кажется, все наши ухищрения "заманить" ребенка в храм - тщетны, и не из-за этого он когда-нибудь будет сам, по своей воле ходить в церковь. (А старание "развлечь" его там просто опасно, т.к. дети всегда чувствуют заискивание и сразу же делаются хозяевами положения. И если сегодня они могут "подыграть", то кто знает, что будет завтра?) Да, нужно объяснять службу, нужно заинтересовывать его, но не осведомленность в ходе литургии - залог истинной христианской веры. Страшно, когда человек "все знает" о храме: почему тут именно эти иконы, почему сейчас запели то-то, но от этого ему только скучно или он уверенно считает себя "хорошим", особенным, "наследником".

Мы, взрослые, тоже зачастую бываем в храме в роли "верного сына" из притчи о сыне блудном. Вроде исполняем, трудимся, соблюдаем. Но не нам навстречу спешит Отец, и мы в своей теплохладности удивлены: а как же наше "благочестие", наше старание?.. Как ни много было христиан в V веке, но мало кто из них сравнится в благочестии и чудесах с Марией Египетской. Так и сейчас: мы стараемся, правильно воспитываем своих детей, но дети "со стороны", дети нецерковных родителей удивляют своим искренним, от души исходящим, ненаученным благочестием и идут впереди по дороге к Царству. Тут тайна милости Божьей, тайна Благодати. И единственно, что мы можем - идти, делать, стараться самим стать Божьими. Потому что в действительности мы можем изменить только себя, а ребенка - только вовлечь в тот путь, по которому мы идем. Остается только надеяться, что в моменты наших падений Бог все равно поддержит и защитит от нас наших детей.

Я помню, с каким сожалением смотрела на плачущих перед причастием младенцев. Думала: бедные дети, их так редко приносят в храм. Вот они, ангелы, страдающие от родительской лени... И нежно несла дочку, улыбавшуюся священнику и самостоятельно открывавшую ротик. А когда второй мой ребенок постоянно заливался диким плачем перед чашей, и я стояла под осуждающе-благочестивыми взглядами прихожан до тех пор, пока, наконец, причастив дочурку после всех, священник назидательно не провозглашал: "Чаще надо в храм ходить", - мое сердце вновь и вновь обливалось кровью от мысли, что мы виноваты перед детьми больше и совсем иным образом, чем думаем. И если б я не осуждала (да разве я хотела!) тех мам, у которых младенцы рыдали, не мучалась бы с этим потом сама. Мы приходили в храм почти каждый день, и каждый такой день был для меня напоминанием, что я ничего не могу, даже в тишине поднести к чаше двухмесячного младенца.

Утешают, указывая поле деятельности и соучастие в судьбе ребенка, слова: "Чаще говорите Богу о своих детях, чем детям о Боге". И другие слова, которыми когда-то старец утешал мать распутного юноши: "Богу ты покажешь или добродетельное чадо, или разбитые на молитве колени". (Тот юноша стал монахом и церковным писателем. Кем станут наши дети?)

Анна:
Есть старая формула: "делай что должен, и будь что будет". Мы, родители своих детей, должны: любить их, кормить, одевать, обучать, развивать и направлять; воспитывать их честными, порядочными, целеустремленными, трудолюбивыми; дать им нравственные и моральные принципы, которым сами следуем; научить их знанию о Боге, в Которого веруем и основным понятиям и навыкам нашей религии. Мы должны сделать все, что от нас зависит, ничем не объясняя и не оправдывая своего бездействия, с одной стороны, с другой, - не гордясь полученным результатом и не приписывая достоинств ребенка себе. Еще мы должны всегда помнить, что ребенок - это не наш клон, не наша игрушка, не способ реализации нашего тщеславия, а уникальная личность, Божье создание, и что Божий промысел в его судьбе нам не подвластен. Вот то, что мы должны сделать, и сделать так хорошо, как можем. А то, что будет, то, что из этого выйдет - в воле Господа.