Вы здесь: Главная » Наш храм » История Зверина монастыря

 История Зверина монастыря

 Покровский Зверин женский монастырь в Новгороде Великом, общий вид с севера
Покровский Зверин женский монастырь в Новгороде Великом, общий вид с севера.

XII-XIX века

Покровский собор бывшего Зверина монастыря является сравнительно поздней постройкой: он сооружён на рубеже ХIХ-ХХ вв. Собор вплотную пристроен к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название. Первое упоминание о церкви в летописи относится уже к 1148 г., в то время она была деревянной. Одноимённый каменный храм был заложен Архиепископом Новгородским Василием в 1335 г, а в 1399 г. он был построен и освящён Архиепископом Новгородским Иоанном в день празднования Покрова Божией Матери. В более позднее время храм претерпевал различные архитектурные изменения.

В ХVIII-ХIХ веках Зверин монастырь имел статус девичьей обители (Зверин - потому что в древности на этом месте разводили зверей для княжеской охоты). В те времена его настоятельница носила наименование «строительница». В 1739 году ею была игуменья Анна. Вся община насчитывала 20 человек.

Настоятельницей в 1798 году являлась игуменья Елисавета.

В начале XIX века монастырь занимал 18 десятин 151 сажень земли. В его приход входило 100 дворов с населением: 383 мужчины и 359 женщин.

В 1850 году настоятельницей Зверина монастыря стала игуменья Лидия, до того времени служившая казначеем в Свято-Духовой обители по соседству. Штат монастыря значительно увеличился. В нем уже несли послушание 64 рясофорных монахини и 22 без рясофора.

Основание Покровского собора

Ансамбль Зверина монастыряК концу XIX века Покровский Зверин монастырь принадлежал к числу штатных не общежительных монастырей второго класса. Настоятельницей его в то время была игуменья Антонина (1894-1910гг.). Она с благословения Архиепископа Новгородского Феогноста в 1899 г. приступила к строительству нового большого храма. Вначале предполагалось реконструировать храм на старом фундаменте, однако специалисты пришли к выводу, что он не выдержит новой кладки и увеличенного объёма. Решено было строить храм заново.

Освящение нового храма было приурочено к празднику Покрова Богородицы. 30 сентября 1901 г. вновь построенный храм был освящён архиепископом Новгородским Гурием в честь Покрова Божией Матери по названию древней Покровской церкви, к которой и был пристроен, а последняя переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В соборе были освящены также два придела: в южном нефе - во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», а в северном - в честь свт. Ионы, Архиепископа Новгородского.

Далее история сохранила крайне скупые сведения о жизни обители.

Игумения Таисия Леушинская

Игумения ТаисияС историей Покровского Зверина монастыря связана судьба игумении Таисии Леушинской.

Игумения Таисия (в миру Мария Васильевна Солопова) родилась в Санкт-Петербурге в 1840 году. Родители её происходили из древних дворянских фамилий. Мария получила блестящее образование, училась в Павловском институте благородных девиц. Ещё в эти годы она избрала для себя монашеский путь. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Иоанникий был удивлён тем, что выпускница Мария Солопова знает все Евангелие наизусть. После окончания института в 1861 году Мария поселилась в принадлежащем ей доме в г.Боровичи. В это время благочестивая девица получала окормление в Боровичском монастыре у игумена Вениамина, который познакомил её со старцем схиархимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверской Валдайской обители. Отец Лаврентий стал её первым духовным отцом.

В 1861 году Мария поступила в Тихвинский Введенский монастырь, где безысходно провела 15 лет. 13 мая 1870г. она была пострижена в рясофор с именем Аркадия. Затем по благословению старца Лаврентия  6 лет подвизалась в Покровском Зверином монастыре в Новгороде, после чего была переведена в находящийся неподалёку Званский Державин монастырь, где несла послушание казначеи. 10 мая 1879г. инокиня Аркадия была пострижена в мантию с именем Таисия. В 1881г. монахиня Таисия получила указ Санкт-Петербургского митрополита Исидора о назначении её настоятельницей Леушинской общины, а через 4 года она стала игуменией.

История XX века

Совсем по-иному складывалась судьба Покровского собора в советский период.

В январе 1919г. на территории Зверина монастыря расположилась воинская красноармейская часть. Почти все жилые и хозяйственные корпуса были заняты военными, а все монашествующие (102 человека) ютились в деревянном 2-х этажном доме и деревянной пристройке с сараем. Позднее, в 1929 г, на заседании президиума Новгородского горсовета был поставлен вопрос о закрытии нескольких городских храмов, в том числе и Покровского собора, и приспособлении их под хлебные склады. 1 января 1930г. Новгородский Окружной исполком поддержал решение горсовета и постановил указанные храмы закрыть. 10 января того же года это постановление было утверждено Президиумом ВЦИК. Таким образом, Зверин монастырь был упразднён, все его храмы были закрыты.

Собор сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В 1950г. был составлен проект восстановления собора и приспособления его под областную базу Главлегсбыта. Автор проекта считал необходимым «воспользоваться работами по восстановлению с тем, чтобы внести в него ряд корректив, устраняющих ложные приёмы, применённые при его постройке, и тем самым нейтрализовать его архитектурный образ в сочетании с общим комплексом монастыря». Проект предусматривал значительное видоизменение архитектурного облика храма, что и было сделано.

Использование храма в качестве склада продолжалось все послевоенные годы вплоть до передачи его в 1990 году Новгородской епархии Русской Православной Церкви.

В целом собор является памятником архитектуры, представляет собой характерный образ православного собора рубежа ХIХ-ХХ вв, решённого в духе эклектики с мотивами древнерусского зодчества XVII в.

Новейшая история Покровского собора бывшего Зверина монастыря началась вместе с переменами, которые произошли в нашей стране. Долгие годы в послевоенном Новгороде действовал только один храм: сначала Никольский собор, с 1961 года - церковь ап. Филиппа.

Возвращение Покровского собора Православной Церкви

Покровскому ещё только предстояло возродиться... Первым шагом на пути духовного возрождения нашего народа стало празднование 1000-летия Крещения Руси. Центром этого торжества стал древний Новгород.

В июне 1990 года Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий избирается Патриархом Московским и всея Руси. Святейший Патриарх Алексий II принимает 20 июля 1990 года решение о возрождении старейшей в России Новгородской епархии. На её кафедру был назначен Преосвященнейший Лев (Церпицкий), в то время Епископ Ташкентский и Среднеазиатский, с титулом Новгородский и Старорусский, как испокон веков и существовало в Новгороде.

Незадолго до назначения правящего архиерея областная база «Ростекстильторга» в мае 1990 года освободила Покровский собор бывшего Зверина монастыря, и храм был возвращён Православной Церкви. Остальные постройки, когда-то занятые войсковыми частями, после войны стали местом расположения городского и областного военных комиссариатов.

Со временем молитва оживила храм. В нем началась новая насыщенная жизнь большого прихода.

Покровский собор в наши дни

Покровский собор, теперь, как и в старину, пятиглавый, - второй по величине храм Великого Новгорода.

ПятиглавиеРегулярное участие митрополита в богослужениях в Покровском соборе стали приметой новейшей истории этого храма. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Лев, Митрополит Новгородский и Старорусский своими неустанными молитвами и заботами о церковной общине Покровского собора неизмеримо помогает его быстрейшему становлению и процветанию.

30 марта 1998 года по ходатайству Владыки в Администрацию г. Новгорода на баланс Епархиального управления для нужд Покровского собора был передан находившийся в аварийном состоянии и требующий полной его реконструкции бывший жилой дом по улице Бредова в непосредственной близости от территории храма. Строительство, которое вел коллектив специалистов, возглавляемый инженером-строителем Федором Федоровичем Тарасенко, завершилось к юбилею собора. Здесь, во вновь отстроенном особняке, разместились воскресная школа, библиотека, трапезная, просфорня и другие подсобные помещения.

Но и сам собор всего за несколько последних лет претерпел такие серьёзные изменения, что остается только благоговейно преклониться перед Промыслом Божиим, не оставляющим эту новгородскую святыню.

Современный Покровский собор - это многоклирный храм, где во Славу Божию на данный момент трудятся пять священников и диакон. Богослужения совершаются в трёх приделах: центральном - в честь Покрова Божией Матери, южном - в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», и северном - в честь новгородского святого преподобного Саввы Вишерского, чьи мощи и почивают в храме.

Покровский собор практически полностью реконструирован после лет запустения.

Иконостас Покровского собора

Современный иконостас разработан по типу русских иконостасов последней четверти XVIII, начала XIX вв.

ИконостасРасположение и состав икон - по описи прежнего иконостаса начала XX в. А разработан иконостас нынешнего века новгородскими реставраторами 000 «Фреска», которое возглавляет Тамара Ивановна Анисимова. Неотъемлемой составной художественного образа нового иконостаса стала резьба по дереву, выполненная специалистами этого же производственного подразделения. Иконы для иконостаса современного Покровского собора написаны в Московской иконописной мастерской под руководством её директора Игоря Юрьевича Дрождина. Непосредственными исполнителями иконописных работ стали художники-изографы Александр Петрович Кучинский и Андрей Викторович Мещеряков.

Весь комплекс работ, связанных с восстановлением иконостаса Покровского собора, - реальное свидетельство сохранения художественных традиций и высочайшего уровня современных мастеров.

Это в полной мере относится и к монументальной живописи, прежде всего - в барабане центрального купола. Здесь мастерами ТОО «Декор - 92» (Санкт-Петербург) под руководством Александра Михайловича Кравчука проведены работы по расчистке и полной реставрации живописи начала XX века.

Полностью обновлены и настенные росписи в соборе, а вернее - созданы заново старшим преподавателем кафедры рисунка Санкт-Петербургского Государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е Репина Михаилом Георгиевичем Кудреватым.

Поклонный крест на месте погребения новгородцев, скончавшихся от моровой язвы в 1467г.

Поклонный крестК 100-летию собора приурочено завершение ещё одной архитектурно-художественной работы; теперь на месте погребения новгородцев, скончавшихся от моровой язвы в Новгороде в 1467 г. (а это захоронение расположено на территории храма), установлен новый поклонный крест, выполненный в камне и сочетающий в себе строгость православного канона и безупречность вкуса настоящего мастера-камнереза: им стал новгородец Леонид Филиппович Степанов.

Благоукрашение храма, благоустройство всего соборного комплекса - это ни на один год не прекращающийся процесс. Он стал возможен по горячей молитве всех, кому храм стал родным, всех тех благотворителей, которые считают своим христианским долгом внести свой посильный вклад в святое дело возрождения Русской православной церкви.

Стремительность преображения Покровского удивляет каждого, кто по воле обстоятельств бывает здесь достаточно редко: всего за два-три года в соборе и малом храме Покрова появились гранитные полы с подогревом, возникла новая архитектурно-стилизованная хозяйственная постройка на площади перед храмом, вновь построенная колокольня, снабжённая полной гаммой колоколов, существенно преобразились оба входа в собор и церковная ограда. В Покровском,  первом из всех епархиальных храмов, устроен специальный пандус при входе, облегчающий посещение богослужений прихожанам-инвалидам. Внутреннее обустройство и оснащение всех построек происходит, что называется, в ногу со временем - с использованием современных технологий и материалов. Короче говоря, Покровский собор не только возрождён, но и засиял всем своим великолепием, став самым посещаемым храмом Великого Новгорода.

Совершенно неслучайно именно сюда чаще всего привозят величайшие православные святыни во время их пребывания на Новгородской земле. Для поклонения верующих в соборе располагались мощи Апостола Андрея Первозванного, преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и её келейницы инокини Варвары, святого благоверного князя Александра Невского и Святого праведного воина Федора (адмирала Ушакова). Тысячи и тысячи новгородцев и многочисленные паломники могли получить великую духовную радость, побывав в эти исторические для нашей епархии дни в Покровском соборе.

Воскресная школа Покровского собора

Церковно-приходская жизнь Покровского собора не была бы полной и уже не мыслима без Воскресной школы, существующей здесь более пятнадцати лет. Все эти годы, вплоть до введения в эксплуатацию нового административно-хозяйственного здания, школа размещалась в здании областного военкомата, расположенного на территории бывшего Зверина монастыря, т.е. по соседству с храмом. Доброе отношение с военным комиссаром Новгородской области генерал-майором Александром Николаевичем Максютой стали залогом успешного функционирования немалого коллектива преподавателей и учащихся школы.

«Закон Божий» (Ветхий и Новый Заветы), «Основы православного вероучения», «Церковно-славянский язык», «Хоровое пение», «Краеведение» - вот перечень предметов в программе учебного года, который по традиции завершается «детской литургией», где все обязанности, от алтарника до певчего, за исключением, конечно, священника, совершающего богослужение по полному чину, распределены между учащимися Воскресной школы. Это своего рода экзамен на зрелость, который с великой радостью сдают юные прихожане храма. Точно с такими же чувствами они отправляются в паломнические поездки, будь то путешествие в Старую Руссу, Санкт-Петербург, Иверский монастырь на Валдае или Псково-Печерский монастырь, как, например, в юбилейный для собора год. Детскую долю церковной общины Покровского собора увеличивают воспитанники приюта «Теремок», первого отделения городского социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних «Подросток», окормляемые клиром храма. Появление этих детей в церкви, пожалуй, одно из самых приметных событий в жизни каждого из них, как никто другой нуждающихся в Божием заступничестве.

Богослужения и прихожане

Вообще, Покровский собор в среде прихожан привычно аттестуют «молодым». Это, прежде всего, касается самого клира: средний возраст всех священнослужителей – чуть более тридцати лет. Штат храма составляют искренне верующие, благочестивые труженики, несущие своё послушание во славу Божию. В среде прихожан последних лет заметен приток молодёжи: это студенты, молодые специалисты, молодые учёные, одним словом представители интеллигенции последнего поколения. Главным образом из их числа благословляются настоятелем нештатные служители алтаря, преподаватели Воскресной школы.

Покровский собор наших дней ежедневно открыт для прихожан, и в расписании богослужений нет выходных дней. А в воскресные и праздничные дни вот уже более десятка лет совершаются две Божественные Литургии.

Покровский собор - второй действующий храм в Великом Новгороде. Он был передан Новгородской епархии в 1990 году.

P.S. Подробности возвращения собора

Ещё недолгая современная история этого величественного новгородского храма - свидетельство неоскудевающей Веры, которую не по силам истребить в этом великом граде, в этом великом народе ни лихолетью тотального безбожия, ни мертвенным холодом бездуховности нового смутного времени.

В те годы в Новгороде существовала только одна действующая церковь - Филиппа Апостола - явно недостаточная для того, чтобы вместить всех желающих посещать богослужения. Ситуация доходила до того, что обмороки прихожан из-за духоты и давки стали обыденным явлением, а со стен и потолка храма обильно стекал водяной конденсат.

 Верующие систематически обращались в органы советской власти Новгорода, в другие инстанции - вплоть до Совета по делам религий при Совмине с настойчивой просьбой предоставить для богослужений ещё одну церковь, благо выбор её из числа сохранившихся в городе храмов был весьма обширен. На все эти просьбы следовал категорический отказ. Особенную непреклонность, если не сказать определённее, проявил в этом тогдашний уполномоченный по делам религий при Новгородском облисполкоме. Оно и понятно: позиция государства по отношению к Православию была (несмотря на декларативную терпимость) откровенно враждебной.

Ревностное попечение о своей пастве проявил и Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Тогда и ему, человеку влиятельному и авторитетному даже в светских кругах, нелегко было пробить стену преступного безразличия к насущным нуждам огромного количества простых русских людей, возникшую по одной лишь причине: неукротимой тяге людской к Церкви Христовой. И всё-таки стена рухнула... В год Тысячелетия Крещения Руси наметилось потепление в отношении властей к Православной Церкви.

Именно тогда были предложены митрополиту варианты передачи епархии второго храма, но были им отклонены как совершенно неприемлемые по причине удалённости и малых площадей: это была принципиальная позиция, - она всё и решила. В то время Митрополит Алексий был депутатом Верховного Совета СССР. Депутатский запрос авторитетнейшего деятеля Церкви на имя председателя Новгородского облисполкома стал тем непререкаемым аргументом, который и подвигнул Новгородский областной Совет народных депутатов 5 июня 1989 года принять решение о передачи Новгородской епархии Покровского собора, чем и было положено начало нового этапа в истории этого храма.

Становление храма, создание его нынешнего облика не представляется возможным без серьёзной помощи благотворителей. Ведь патриоты и просто добрые люди были и будут во все времена. Были они рядом с Покровским собором в годы его стремительного возрождения: кто последнюю копейку, кто немыслимые по меркам храмовой бухгалтерии средства опускал в церковную кружку. О них ежедневно и возносятся молитвы в стенах храма, столь ими почитаемого. И пока это так, - а так будет всегда! - он обязательно будет и впредь процветать, собирая под свои своды без различия чинов и сословий всех, с трепетом душевным исполняющих христианское призвание быть чадами Святой Матери Русской Православной Церкви.